Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

Федеральный закон от  03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»

"О социальной защите инвалидов Российской Федерации"- закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред.  от 10 марта 2009 г.)

Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной  отсталостью"

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2015 Г. № 1309 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ»

Статья 65 пункт 3 ФЗ -273 о родительской плате детей - инвалидов

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

Инфографика "Выбор маршрута образования детей с ОВЗ и инвалидностью"

Предложения и рекомендации по ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Инструкция по работе с сайтом для слабовидящих

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2017 - 2025 ГОДЫ

План мероприятий (дорожная карта) МБДОУ "Д/с № 46" по реализации основных положений Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 гг.

Дорожная карта предусматривает создание условия для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных граждан  к объектам социальной инфраструктуры.

Информационная справка об исполнении ДОРОЖНОЙ КАРТЫ по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 – 2025 гг. за 2022 год

       

Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ  в ДОО:

Обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.                                                                                                       

Форма образовательной инклюзии детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к инклюзии в среду нормально развивающихся сверстников и предусматривает:

-    частичную инклюзию, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы в количестве 1- 2 ребенка;

- комбинированную инклюзию, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, в количестве 1- 2 ребенка на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ осуществляется в системе психолого-медико-педагогического сопровождения.

Прием детей с ОВЗ в общеобразовательную группу осуществляется на основании Положения об организации комбинированной и (или) частичной инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную группу ДОО,  письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОО, медицинского заключения лечебного учреждения и осуществляется в общем порядке, установленном законодательством.

В основе инклюзивного образования лежит парадигма гуманистической педагогики, деятельность ДОУ выстраивается 

на концепции:

   -  развития личности Л. С. Выготского, идеи о «зоне ближайшего развития» и развивающего обучения;

   - амплификации (обогащения) психологического развития дошкольников (А.В.Запорожец и его школа);

на принципах личностного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Оказание образовательных услуг детям-инвалидам осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения врачей – специалистов при наличии выписки из истории развития ребенка, не более 1-2 человек на группу с сопровождающим взрослым.  

Выбор модели по оказанию образовательных услуг ребенку-инвалиду основывается на следующих показателях:

1. особенность развития ребенка;

2. характер продвижения ребенка в процессе образования;

3. степень интеграции ребенка в коллектив сверстников;

4. желания и запросы родителей (законных представителей). 

Выбор содержания, форм, средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках каждой модели определяется общеобразовательной программой ДОО.

Информация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

"Инклюзивное образование в ДОУ - дети должны быть вместе"

Паспорт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых на нем услуг

Программа (план) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН МБДОУ "Д/с № 46"

Приказы о зачислении ребёнка в логопункт ДОУ с 01.09.2021

Приказы о зачислении ребёнка в логопункт ДОУ с 20.10.2021 по 01.02.2022

Выписка из приказа об утверждении списка воспитанников, подлежащих обучению по адаптированной образовательной программе в МБДОУ "Д/с № 46" на          2022-2023 учебный год

Модель инклюзивного образования в МБДОУ "Д/с № 46" 

Получение рекомендаций специалистов психолого - медико - педагогической комиссии по созданию специальных условий для организации обучения Вашего ребенка

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) 

Приказ о внесении изменений в локальные акты МБДОУ "Д/с № 46"

Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципальнное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 46 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" (МБДОУ "Д/с № 46")

Приказ о назначении ответственного по инклюзии на 2022-2023 учебный год

Состав ППк  МБДОУ "Д/с №46" на 2022-2023 учебный год

Приказ о внесении изменений в локальные акты

График проведения заседаний ППк на 2023-2024 учебный год

Расписание работы консультативного пункта  на 2023-2024 учебный год

План по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки по созданию условий для организации обучения обучающихся с учётом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей от 14.02.2022 года

Приказ о создании Психолого-педагогического консилиума МБДОУ "Д/с № 46" от 05.09.2023г № 59-ОД

Приказ о создании Психолого-педагогического консилиума МБДОУ "Д/с № 46" от 02.02.2024г № 04-ОД

Приказ о назначении ответственного за реализацию сетевого проекта "Доброе начало" МБДОУ "Д/с № 46" от 30.01.2024 № 02/1 - ОД 

2024-2025 учебный год

Приказ о создании Психолого-педагогического консилиума МБДОУ "Д/с № 46" от 02.09.2024г № 57-ОД

Психолого-педагогическое сопровождение  детей с ОВЗ осуществляют специалисты:

учитель-логопед Мухамеджанова Татьяна Степановна

учитель-дефектолог Мухамеджанова Татьяна Степановна

педагог-психолог Соколова Татьяна Викторовна

Для Вас, родители!

 Уважаемые родители!

Если у Вас возникают вопросы, связанные с получением образования Вашего ребенка, Вы можете обратиться за разъяснениями в управление образования администрации города Ачинска.

Адрес: ул. Красного Пожарника, стр. 2

Специалист: Сенникова Надежда Владимировна, тел. 7 37 36

1. Получить рекомендации специалистов психолого - медико - педагогической комиссии по созданию специальных условий для организации обучения Вашего ребенка можно в следующих учреждениях:

- Ачинский филиал Красноярского краевого Центра психолого - медико - социального сопровождения

Адрес: ул. Манкевича, стр. 48, тел. 5 75 46

Директор и руководитель центральной ПМПК: Заборская Елена Ивановна.

- МКОУ Центр психолого - медико - социального сопровождения "Спутник"

Адрес: ул. Калинина, стр. 22, тел. 7 56 60

Директор: Стрельцова Елена Вячеславовна,

Руководитель территориальной ПМПК: Подковырина Галина Михайловна.

Прием документов и запись на диагностику проводится: вторник, среда, четверг с 8:00 до 13:30 час. без перерыва на обед.

Перечень документов для обследования на ТПМПК

Для проведения обследования ребенка специалистами ТПМПК, его родители (законные представители) предъявляют в комиссию:

- документ, удостоверяющий их личность;

- документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка;

- а также следующие документы:

Для воспитанников дошкольной образовательной организации:

- направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

- копия свидетельства о рождении ребенка или паспорта (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

- заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательной организации (при наличии);

- заключение (заключения) территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

- представление психолого-педагогического консилиума организации на воспитанника;

- характеристика воспитанника, заверенная руководителем образовательной организации;

- выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдавших ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

- копия справки об инвалидности ребенка (при наличии), копия индивидуальной программы реабилитации (ИПР) (при наличии);

- доверенность (если ребенка представляют не родители), заверенная нотариусом;

- копия постановления о передаче ребенка в приемную семью (приемные родители); об опеке (опекунам) (при наличии);

- копия документа, подтверждающие какие - либо изменения (фамилия, адрес и т. д.) (при необходимости.

2. Группы кратковременного прибывания для детей с особыми образовательными потребностями организованы на базе следующих учреждений:

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 2"

Адрес: 3 м-он Привокзального района, стр. 18 А, тел. 5 19 70

Заведующий: Скрапстынь Татьяна Васильевна.

- МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 33"

Адрес: ул. Гагарина, стр. 12 А, тел. 7 11 64

Заведующий: Иванова Жанна Николаевна.

- МБДОУ "Детский сад № 8" (группа совместного пребывания ребенка и мамы "Мать и дитя")

Адрес: м-он 8, стр. 22, тел. 3 00 77

Заведующий: Лазарева Людмила Петровна. 

3. Если Вами принято решение о получении ребенком образования в семье, помощь методического, психолого - педагогического, консультационного характера может быть оказана в следующих учреждениях:

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 16 (консультационный пункт)

Адрес: м-он 6, стр. 17, тел. 7 63 46

Заведующий: Панкова Ольга Сергеевна.

- МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 27" (консультационный пункт)

Адрес: м-он 4, стр. 27, тел. 7 76 59

Заведующий: Кузнецова Татьяна Владимировна.

- МБДОУ "Детский сад № 37" (консультационный пункт)

Адрес: м-он 5, стр. 52, тел. 7 73 17

Заведующий: Новикова Ольга Владимировна. 

И в центрах психолого - медико - социального сопровождения.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie